Вывих коленной чашечки

Вывих пателлы(коленной чашечки) относится к наиболее частым причинам, поражающим коленный сустав и создающей хромоту у собак. Склонны этому заболеванию больше некрупные породы. Клинически болезнь может проявляться с момента рождения, но определить визуально обычно удается после четырехмесячного возраста питомца. Врожденный вывих связан с аномальным развитием конечностей. Кроме врожденной патологии вывиха коленной чашечки, очень часто может присутствовать травматический вывих. Вывих коленной чашечки, произошедший впоследствии травмы может случиться у всех собак независимо от их массы и размера, но течение болезни и причины смещения чашечки имеют у каждой породы свои особенности.

У четвероногих питомцев чаше встречаются врожденные, как медиальные, так и латеральные вывихи коленной чашечки, которые могут передаваться по наследственной линии. Так, к примеру, при дисплазии ТБС (тазобедренного сустава) происходит смещение одной кости по соотношению к другой, при ходьбе или беге коленная чашка изнашивается и теряет свою эластичность. В результате этого появляется болевой синдром, хромота, частые подвывихи, что в итоге приводит к устойчивому вывиху.

Медиальный и латеральный коленные вывихи

Медиальный вывих коленной чашечки считается наиболее заметным нарушением конечности. Точная причина врожденного вывиха не выяснена, но при формировании, костные суставы имеют специфическую расположенность к смещению четырехглавой мышцы, коленной чашечки и ее связки. Врожденный латеральный вывих тоже появляется вследствие анатомического изменения коленного сустава и протекает с более видимыми нарушениями, чем при медиальном.

Клиническая проблема вывиха

Односторонний вывих можно определить во время передвижения собаки, она прихрамывает или поднимает больную лапу, то есть несколько шагов делает на четырех конечностях, а несколько на трех. При двухстороннем вывихе проблема заключается в хромоте, и в неестественном расположении конечности. Коленный сустав в зависимости от направления вывиха может быть смещен во внутрь или наружу. Для собак некрупных пород характерным признаком будет поднятие лапы, так как для них это сделать проще, чем наступать на конечность и хромать. Основную роль здесь играет болевой синдром. А крупные животные больше прихрамывают, та как не могут продолжительно удерживать лапу на весу. Наиболее чаще происходит медиальный вывих у собак именно коленной чашечки внутрь, то есть можно заметить визуально, что у животного при передвижении коленные суставы как бы вывернуты наружу.

Вывих коленной чашечки бывает различных степеней:

Первая степень – происходит не постоянное смещение коленной чашечки, а время от времени, которая вызывает временную хромоту. В таких случаях чашечка может переместиться, особенно в спокойном состоянии лапы, из обычного расположения в

блоковый желобок и вернуться в естественное биологическое положение. При этом не слышно характерного хруста, а значит, не происходит трение о поверхность бедренной кости. Во время приема ветеринарный врач может наблюдать незначительный разворот кости бедра и небольшое отклонение кости голени. Вторая степень – это более частое смещение коленного сустава, которое может в определенных случаях стать постоянным. Во время обострения собака старается не ступать больной лапой. При этой степени смещения его можно устранить при развороте большеберцовой кости к внешней части бедерной кости и коленная чашечка должна установиться на свое место. В анатомическое положение ставить коленный сустав нужно только при обезболивании лапы животного. Питомцы, имеющие вторую степень смещения, многие годы могут не ощущать дискомфорта, но регулярное смещение коленного сустава создает трение между чашечкой и основанием кости во время передвижения. Это создает впоследствии необратимые процессы в коленном суставе.

Третья степень – это частое смещение чашечки в коленном суставе, а бедренная кость может отклоняться от вертикально находящейся берцовой кости до пятидесяти градусов. Даже при постоянном смещении собаки все еще могут наступать на лапу, но стараются избегать этого и часто держат конечность в полусогнутом состоянии. Кость, находящаяся ниже колена уже не будет в строго вертикальном положении, а смещена в левую или правую сторону от анатомического расположения.

Четвертая степень – считается наиболее тяжелой формой заболевания, при которой коленная чашечка находиться в постоянном смещении. При этом отклонение между костями составляет до девяноста градусов. В таком случае смещение можно определить при помощи пальпации (прощупывания). У собаки с такой формой смещения проявляется сильная хромота, и она старается не становиться на лапу.

Лечение при вывихах

У собак лечение вывиха коленной чашечки может проводиться консервативным и оперативным способами. Это зависит от степени болезни и возраста животного. Проводить лечение рекомендуется всем собакам имеющим симптомы хромоты, так как на ранних стадиях можно сделать хирургическую коррекцию и не допустить необратимых деформаций в коленном суставе.

Консервативный метод показан при отсутствии сильных изменений на рентгенологическом снимке. Заключается лечение в применении обезболивающих средств, правильном рационе кормления, в уменьшении массы, если присутствует лишний вес, и в щадящих физических нагрузках.

Оперативное лечение направлено на восстановление работоспособности четырехглавой бедренной мышцы, коленной чашки и ее связки/сухожилия.

Хирургическое лечение заключается в стабилизации латеральной и медиальной фиксации связок коленной чашечки. Для этого проводят пластику капсулы сустава с глубокой фиксацией для укрепления слабой латеральной связки. Производят углубление выемки на коленном суставе, чтобы стабилизировать в нем расположение коленной чашечки. Делают

остеотомию проксимальной части голени для нормального расположения сухожилия четырехглавой бедренной мышцы. При любом проявлении хромоты необходимо показать вашего питомца специалисту ветеринарной клиники.

В нашей клинике проводят консервативное и хирургическое лечение данной патологии на основе самых современных методов ветеринарной медицины. Наша клиника взаимодействует с ведущими медицинскими центрами Москвы, что гарантирует максимальный положительный результат в лечении данной патологии.

Директор ветеринарной клиники «Добрый Мир», хирург 1 категории Зинкин Сергей Геннадьевич